IV МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«ОЦЕНКА ТЕХНОЛОГИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ»

Состоялась в г.Москве, 23 ноября 2017 г.

 

Организована:

Министерством здравоохранения Российской Федерации,

Комитетом Совета Федерации по социальной политике Федерального Собрания Российской Федерации

Федеральным фондом обязательного медицинского страхования

Научно-исследовательким финансовым институтом Министерства финансов Российской Федерации

ФГБУ «Центромэкспертизы и контроля качества медицинской помощи» Министерства здравоохранения Российской Федерации

ГБУ «Центром клинических исследований и оценки медицинских технологий Департамента здравоохранения города Москвы»

Российским отделением Международного общества фармакоэкономических исследований и оценки исходов (ISPOR),

Business Sweden,Шведским Торговым и Инвестиционным Советом

Ассоциацией Специалистов по оценке технологий здравоохранения

Автономной некоммерческой организацией «Национальный центр по оценке технологий в здравоохранении»

Скачать презентации выступающих на конференции

 

       Сдерживание роста затрат является ключевой проблемой современных систем здравоохранения. При этом, не вызывает сомнений, что единственным приемлемым способом, позволяющим это сделать без ущерба для качества, является оптимизация или повышение эффективности расходов на здравоохранение. В настоящее время в зарубежных странах начал формироваться новый подход – Value-Based Healthcare (ценностно-ориентированное здравоохранение), который фокусируется на оптимизации взаимосвязи между затратами на лечение и результатами. Результат-ориентированное здравоохранение количественно оценивает клинические результаты (исходы) и соотносит их с другими параметрами, такими как экономическая и социальная выгода. Для медицинских услуг и технологий планируются цели их применения, а затем оценивается степень достижения данных целей или результативность. В зависимости от заболевания, результаты могут оцениваться, как непосредственно после применения технологии  или оказания медицинских услуг (для острых заболеваний), так и на отдаленном промежутке времени (для хронических заболеваний). К сожалению, на сегодняшний день, в нашей стране оценка качества медицинской помощи проводится путем анализа индикаторов, важных для самих лечебно-профилактических учреждений (смертность, количество пролеченных больных и т.д.), а не для пациента. В результат-ориентированном здравоохранении ключевая роль принадлежит пациенту как плательщику и потребителю услуги, поэтому оценивается достижение результатов лечения (исходов), важных именно для пациента.

Реализация концепции ценностно-ориентированного здравоохранения уже приносит свои плоды: целый ряд систем здравоохранения и организаций используют данный подход для повышения качества медицинской помощи при значительном сокращении расходов. Однако внедрение концепции в практику сталкивается с целым рядом сложностей. Как правило, самым большим препятствием является доступность персонализированных данных об эффективности терапии (исходах) и затратах на нее. Именно эти данные являются ключевыми для лиц, принимающих решения, но их получение в необходимом объеме и качестве является достаточно проблематичным. Наиболее эффективным инструментом сбора и хранения данных о проспективном наблюдении и отдаленных исходах на персонализированном уровне являются регистры. Регистры позволяют проанализировать реальную практику лечения больных и провести объективную оценку вложений в лечение. Поэтому разработка и  ведение регистров, а также общее внедрение цифровых технологий являются основным шагом к результат-ориентированному здравоохранению.

       Нельзя также забывать о важности выбора исходов для анализа, так как они должны быть наиболее актуальными для пациента с данном заболеванием и отражать его состояние. Для разработки универсальной системы подобного рода исходов при различных заболеваниях создан Консорциум по измерению исходов в здравоохранении (International Consortium for Health Outcome Measurements, ICHOM).

       Сосредоточенность на достижении улучшенных результатов, которые действительно важны для пациентов, а также широкое внедрение цифровых технологий в здравоохранение позволят повысить качество медицинской помощи, снизить вариативность результатов, улучшить доступ к медицинской помощи, и в целом, повысить эффективность затрат на здравоохранение.

       Реализуемая сегодня в России программа риск-шеринга (разделения рисков) является важным шагом при переходе от главенства процесса к результат-ориентированному здравоохранению, так как оплата за лекарственный препарат в данном случае зависит от результата лечения. Внедрение подобных схем позволяет не отказываться от покупки инновационных препаратов в рамках существующих ограниченных бюджетов, тем самым гарантируя больным доступ к наиболее эффективным технологиям лечения.

       Таким образом, ключевыми компонентами ценностно-ориентированного здравоохранения являются: пациент-центрированность, персонализированный учет исходов и финансовых затрат при лечении, оплата за результат, а не за процесс. Реализация данного подхода возможна только при условии широкомасштабного внедрения информатизации и цифровых технологий в практическое здравоохранение.

 

 

Скачать презентации выступающих на конференции